Мониторинг
высшего профессионального образования
в сфере народных художественных промыслов

Постановка задачи
В рамках оказания услуг по мониторингу отрасли народных художественных промыслов возникла задача исследовать структуру и методы подготовки кадров в вузах Российской Федерации по различным срезам (в т. ч. по формам образования, годам, регионам РФ), выявить тенденции и популярные направления подготовки среди абитуриентов.

Отрасль народных художественных промыслов – это своеобразная форма творчества, сложившаяся по-разному
среди различных народностей повсеместно на территории России в зависимости от географического положения, традиционного уклада и быта, а также верований отдельного народа. Данная отрасль промышленности представляет собой производство декоративных или повседневно используемых изделий из дерева, керамики, металла, ткани, кости, рога и других материалов
в определенном художественном стиле, несет в себе культурно-историческую ценность и передает неповторимость и колорит традиционных русских ремесел и промыслов. Материально-технологическая база отрасли расширятся, что требует большего числа сотрудников и набора их компетенций, в связи с чем, исследование предложений высших учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов в данной сфере, является актуальным.
Этапы выполнения работ
1
Создание базы знаний
по существующим образовательным стандартам
2
Сравнение численности студентов по регионам РФ
3
Исследование показателей эффективности направления подготовки
4
Выявление наиболее предпочтительной формы образования
Выявление образовательных стандартов в сфере народных художественных промыслов
Для получения данных об учреждениях, осуществляющих подготовку кадров для отрасли народных художественных промыслов
были собраны и структурированы открытые данные, предоставляемые Министерством науки и высшего образования РФ.
Также для сравнения показателей отрасли народных художественных промыслов с показателями из смежных отраслей
были проанализированы открытые данные Федеральной службы государственной статистики. В последствии все собранные материалы были импортированы в единую базу знаний с гибкой системой фильтров.

Первой итерацией для анализа популярности отрасли среди абитуриентов стало выявление существующих образовательных стандартов в сфере народных художественных промыслов.
Численность студентов в различных регионах России
Распределение численности студентов, обучающихся по направлениям подготовки, связанным с отраслью народных художественных промыслов интересно рассмотреть в разрезе по регионам. Стоит отметить, что выделенные направления пользуются популярностью (на данные округа приходится порядка 85 % от общей численности студентов) в следующих федеральных округах: Центральный(30% обучающихся), Северо-Западный (17% обучающихся), Приволжский (16% обучающихся), Сибирский (12% обучающихся). По регионам распределение по популярности выглядит следующим образом: г. Санкт-Петербург (17,0% обучающихся), г. Москва (13,3% обучающихся), Челябинская область (5,7% обучающихся), Московская область
(5,0% обучающихся), Кемеровская область (4,5% обучающихся), Краснодарский край (4,4% обучающихся), Самарская область (4,1% обучающихся), Орловская область (3,7% обучающихся), Республика Татарстан (3,7% обучающихся), Белгородская область (2,8% обучающихся), Пермский край (2,6% обучающихся), Алтайский край (2,6% обучающихся), Республика Саха (Якутия)
(2,1% обучающихся), Волгоградская область (1,8% обучающихся). При этом в 29 регионах не ведется подготовка по выделенным образовательным программам в принципе.
Контингент абитуриентов, приема, обучающихся и выпускников
В 2017 г. было подано 10157 заявок на обучение в сфере народных художественных промыслов. Из них было принято только 2936 человек.

Большое количество поданных и малое количество принятых свидетельствует о наличии высокого конкурса (7 человек
на 2 места). Наиболее популярный уровень образования – бакалавриат (75% поданных заявлений на обучение в бакалавриате). Отметим, что в бакалавриате обучается только 65% студентов в рамках бюджета.

Только 6,9% выпускников высшего профессионального образования продолжили обучение по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры.

Отношение количества выпускников к количеству принятых студентов является неким характерным показателем эффективности направления подготовки. Данный показатель демонстрирует вовлеченность студентов в образование, оценивает совокупность факторов, совокупность таких факторов, как добросовестность подхода к обучению, сложность программы и прочее. По направлениям в сфере НХП данный показатель составляет 77,3%. Интересно сравнить полученный показатель с соответствующими показателями для всех направлений обучения (84,9%), а также для направлений обучения, относящихся к промышленности (70,2%).

Большинство студентов магистратуры получили направление на работу (58% от количества выпускников магистратуры,
что составляет 145 выпускников). Порядка 40% выпускников бакалавриата получают направление на работу и 40% выпускникам предоставляется право свободного трудоустройства. Больше всего право свободного выбора трудоустройства получают выпускники программ специалитета (77% выпускников).
Распределение студентов по форме обучения, форме собственности образовательного учреждения и полу
Большинство студентов (порядка 60 %) выбирают очную форму обучения, реже (39 %) заочную. Уровень доверия
к государственным образовательным учреждениям (96 % от общей численности) значительно выше, чем к негосударственным.

Согласно статье 22 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», частная образовательная организация (в общем понимании негосударственный вуз) создаётся в соответствии с законодательством РФ физическими и/или юридическими лицами
или их объединениями.


Государственная образовательная организация — образовательная организация, созданная Российской Федерацией
или субъектом Российской Федерации.
То есть, по сути, негосударственный вуз от государственного отличается лишь формой собственности и составом учредителей.
Все остальные различия между вузами зависят исключительно от наличия или отсутствия государственной аккредитации.

Абитуриенты в 4 раза чаще предпочитают бакалавриат специалитету. Также стоит отметить, что среди общего контингента
порядка 80 % студенты женского пола, что может быть связано со спецификой обучения и отрасли в целом (занятость в данной сфере требует усидчивости, концентрации, внимательности и «легкой руки»).
Интерактивное представление данных, полученных в результате исследования
г. Москва, Долгопрудненское шоссе, дом 3
+ 7 (995) 501-41-29